Страсть
как хочется понять, что же представляет из себя это явление – авторская
песня! Бесконечные споры о том, что можно отнести к
авторской песне, а что нельзя, как правило, обусловлены скороспелыми выводами,
сделанными из ограниченных представлений об этом виде творчества, а не
вследствие собственно самого понятия – «авторская песня». Беда в том, что
представлений об авторской песне может быть великое множество, и все они будут
розниться между собой, зачастую выступая полными противоположностями друг друга.
Одним барды представляются отчаявшимися
от городской суеты бородатыми проповедниками лесной жизни – геологами, туристами и
бродягами, воспевающими в песнях походный образ существования. Причём в наши
дни таковое представление нередко заключает в себе неуютное подозрение о
бардовской песне как об этакой сублимации от бытовой неприспособленности
автора к условиям и вызовам своего времени. Для других, напротив, авторская
песня неотделима от образа эстетствующего эстрадного гурмана с гитарой в руках,
стыдливо прикрывающим сим демократичным инструментом гламурный интерьер своей
комфортной среды обитания. Иные и вовсе обходятся без обобщений – для них
понятия бард, автор - исполнитель, прямо и без затей ассоциируется с конкретной
фигурой, будь то В. Высоцкий или Б. Окуджава, или Ю. Визбор. Замечательно, что
всякая трансформация любого из этих представлений, тут же порождает извержение
истеричных сетований по поводу окончательной и безоговорочной кончины всей
авторской песни. Тут можно уверенно ответить – не дождётесь! И вот почему.
Дело в том, что помимо всех мнений и представлений авторская
песня как всякое явление, основано на принципе, о котором мы можем иметь
твёрдое понятие и который должен служить критерием в нашей оценке авторской песни.
А принцип прост - авторская песня это поэзия, исполняемая автором в форме
песни. Т.е. не стихи – тексты песен, но изначально самодостаточная поэзия, облачённая в мелодийное
сопровождение. И не гитарой, не стилевой атрибутикой определяется авторская
песня, но именно этим принципом. Следовательно, можно прикрыть всякое
производство щипковых инструментов и даже полностью вывести их из
употребления; можно стравить между собой и уничтожить все бардовские фестивали,можно изгнать бардов с эстрады – но пока где нибудь, пусть даже в самой
отдалённой медвежьей глущобе, в лесу или в затхлой городской комнатушке,
какой-то поэт пытается пропеть (прохрипеть, провыть) своё истинное – до тех пор
авторская песня существует в явлении. Такова логика.
Из вышесказанного легко понять, что и в своих оценках,
к авторской песне мы должны подходить с
той же мерой, что и к традиционной поэзии. Если оставить в стороне
классификацию авторской песни по тематическим направлениям, градацию по исполнительскому мастерству и пр.,
то в сухом остатке мы обнаружим, что основополагающим аргументом в оценке
авторской песни, равно как и в поэзии, была и остаётся личность – личностный
образ самого автора – критерий на все времена и народы. Если в живописи, через
выражение личностных ощущений автора мы ищем новое представление о внешнем, то в
поэзии, в бардовской песне – равно наоборот, через авторское ощущение внешнего мы приходим к
восприятию личности самого автора. Стихотворный размер, ритм стиха, мелодийная
интонация, гармоничное или диссонансное исполнение песни – это всё после – всё это не более чем средства выражения главного
– авторской личности.
А.Стрелков